Изменения в закупках с 01.07.2019
С 1 июля 2019 года вступают в силу многочисленные изменения в 44ФЗ.
Федеральным законом № 71-ФЗ от 1 мая 2019 г. (далее – Закон № 71-ФЗ) внесен наиболее объемный пакет поправок в Закон № 44-ФЗ. Статьей 2 Закона № 71-ФЗ предусмотрены различные сроки вступления в силу его положений.
1. С 12 мая текущего года вступают в силу следующие изменения:
- отменена обязанность устанавливать в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы; –– отменена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта;
- предусмотрено, что типовые контракты могут разрабатываться Минфином России;
- срок рассмотрения контрольными органами документов при внесении участников в реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней;
- срок для подачи жалобы также сокращен с 10 до 5 дней;
- запрещено при рассмотрении жалобы требовать предоставления необходимых для рассмотрения жалобы документов, если они размещены в ЕИС;
- срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен на 1 января 2020 г. 2)
2. Основная и самая существенная часть изменений вступает в силу с 1 июля 2019 г., среди которых можно отметить следующие:
- изменен срок «выжидания» от внесения изменений в план-график до размещения извещения о закупке: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС (либо до дня заключения контракта при закупке у ед. поставщика);
- введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределённом объеме. При этом в соответствии со ст. 8 Закона № 71-ФЗ до 1 октября 2019 г. заказчики не смогут закупать лекарства по цене за единицу;
-
увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб.
– для любых закупок, 2 млрд руб.
– для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы); - установлено, что при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
- в случае наличия в документации о закупке строительных работ проектной документации в первой части заявки участник дает только свое согласие на выполнение работ на условиях такой документации, и процедура электронного аукциона в таком случае проводится сразу через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
- если установлены дополнительные требования к участникам (ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки);
- срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
- при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчикам разрешили заключить контракт с ед. поставщиком по согласованию с контрольным органом;
- увеличен ценовой порог при закупках у ед. поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – до 300 тыс. руб., по п. 28 – до 1 млн руб.;
- при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
- допускается изменение любых существенных условий контракта с ед. поставщиком (п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей и др.);
- допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10%, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
- СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.
3. Изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Закона № 71-ФЗ – с 31 июля 2019 г.:
- отменяют обязанность заказчика при закупке у ед. поставщика по любым основаниям составлять и размещать в ЕИС извещение и отчет;
- требование включать в контракт обоснование цены предусмотрено при закупках у ед. поставщика только по основаниям п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- отменяют обязательность проведения «внешней» экспертизы при приемке продукции при осуществлении закупки у ед. поставщика по любым основаниям.
4. С 1 октября 2019 г. отменяют планы закупок.
5. С 1 апреля 2020 г. будут изменены положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие осуществление контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
Увеличат максимальную сумму контракта по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000 руб. Максимальный годовой объем таких закупок – 30 млн руб. Отменят обязанность публиковать извещение для контрактов с единственным поставщиком. Заказчики будут обязаны рассчитывать и обосновывать цены по правилам статьи 22 Закона № 44-ФЗ только при закупках у единственного поставщика по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такое обоснование необходимо будет включить в контракт.
Что изменили – пункт 5 части 1, части 2–4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – подпунктами «б»–«г» пункта 62 статьи 1 Закона № 71-ФЗ, подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 70-ФЗ.
ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
При закупках учреждений культуры по пункту 2 части 2 статьи 56, пункту 2 части 2 статьи 56.1, пункту 3 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ в контракт разрешат включить условие: подрядчик исполнит работу самостоятельно, без привлечения других лиц. Закупки по пунктам 5 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ смогут проводить дома народного творчества и центры ремесел. По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:
- произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
- исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.
Условие – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы. Отменят требование указывать персональные данные при размещении в ЕИС контракта с деятелями культуры согласно пунктам 13 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Что изменили – пункт 2 части 2 статьи 56, пункт 2 части 2 статьи 56.1, пункты 5, 10, 13 и 17 части 1 статьи 93, часть 2 статьи 1, пункт 7 части 2 статьи 103, дополнили частью 29,1 статью 34 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – пунктами 3–5, 8 статьи 2 Закона № 70-ФЗ.
Изменения по 223 ФЗ
С 31 июля отменят обязанность публиковать извещение у единственного поставщика и расширят перечень случаев, когда можно работать по Закону № 223-ФЗ.
ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, КОГДА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ 223-ФЗ
Бюджетные учреждения и унитарные предприятия получат право проводить закупку по Закону № 223-ФЗ за счет средств, которые получили в качестве дара, в том числе пожертвований и по завещанию. Чтобы тратить пожертвования по Закону № 223-ФЗ в 2019 году, бюджетные учреждения и унитарные предприятия вправе в период с 31 июля по 1 октября 2019 года принять или изменить положения о закупке. Если внесете правки после 1 октября, то расходовать пожертвования по правилам Закона № 223-ФЗ сможете только с 1 января 2020 года.
Что изменили – пункт 1 части 2, подпункт «а» пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – пунктами 2 и 9 статьи 1 Закона № 70-ФЗ.
Кратко об изменениях по 44ФЗ с 01.07.2019:
Изменения |
ФЗ 44 текущая редакция до 01.07.2019 |
Изменения ФЗ - 44 с 01.07.2019 |
Появились новые объекты контроля в закупках |
Раньше юрлица, которые строили на бюджетные субсидии, не являясь госзаказчиками, не попадали под контроль и аудит по 44-ФЗ |
Теперь в контрактной системе новый субъект контроля. Организации, которые получают бюджетные средства для вложения в объекты капстроительства, тратят эти деньги по правилам контрактной системы. Эти юридические лица не относятся к государственным, региональным или муниципальным заказчикам, но теперь и на них распространили правила мониторинга, аудита и контроля по закон у № 44-ФЗ. Под юрлицами с бюджетными инвестициями подразумеваем тех, кто подпадает под часть 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. То есть получает бюджетные деньги, не будучи госзаказчиками (Закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ ). |
Разрешили закупать за единицу товаров, работ, услуг |
За единицу закупали в исключительных случаях, когда не знали объем закупки. |
Так делали в основном в закупках авторемонта и обучения Если не знаете объем закупки – закупайте за единицу, теперь так можно делать. Но учтите, что до 1 октября закупать лекарства по цене за единицу нельзя. |
Убрали 10-дневную паузу для плана -графика |
После того, как изменили план-график – новое извещение обязаны были публиковать только через Больше никаких пауз. Обязательное 10-дневное выжидание убрали из закона 10 дней после внесения изменений. Исключение делали только для закупок по аварийному п.9 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Контракт можно было заключать через 1 день, но многие заключали прямо в день внесения изменений. Контрольные органы за это не наказывали, понимая, что ситуация была чрезвычайная |
|
Подняли порог короткого аукциона |
Быстро можно было провести только электронный аукцион с НМЦК менее 3 млн руб., потому что в нем короткие сроки на подачу заявок и короткие сроки рассмотрения заявок |
Ценовой порог короткого аукциона подняли аж до 300 млн руб, а по строительным работам его подняли до 2 млрд. |
Отменили план закупок |
Раньше у заказчиков по 44-ФЗ было 2 плановых документа: план закупок и план-график закупок. |
Информация в них дублировалась План закупок упразднили, теперь заказчики будут заполнять только план график |
Повторный запрос предложений отменили |
Если на запрос предложений не поступило ни одной заявки заказчики объявляли повторную процедуру. Это затягивало сроки проведения закупки |
Теперь если запрос предложений не состоялся – заказчик вправе закупить у едпоставщика по согласованию с контрольным органом |
Увеличили объем малых закупок |
Раньше лимит малых закупок по пункту 4 (договоры до 100 тыс. руб.) составлял или 2 млн руб. или 5 процентов, а по пункту 5 (договоры до 400 тыс руб от СГОЗ, но не более 50 млн руб. По пункту 28 закупали лекарства по назначению врача на сумму не более 200 тыс. руб |
Ценовой порог контракта по пункту 4 подняли до 300 тыс руб, а по пункту 28 разрешили закупать лекарства на сумму до 1 млн. |
СМП и СОНО не обеспечивают заявки |
Малые предприятия и СОНКО обеспечивали заявки наравне с остальными участниками закупок |
СМП и СОНО не будут обеспечивать заявки, если предоставят сведения из реестра контрактов о том, что у них есть опыт исполнения контрактов за последние три года. И сумма исполненных обязательств больше или равна НМЦК закупки, в которой СМП хочет участвовать |
Разрешили заключать контракт со вторым участником, если расторгли контракт с победителем |
Заказчики имели право заключать контракт со вторым участником, если победитель конкурентной процедуры не предоставил вовремя надлежащее обеспечение или не подписал вовремя контракт |
Если заказчик расторгает контракт с победителем – можно заключить контракт со вторым участником без проведения конкурентной процедуры |
Разрешат менять сроки строительных контрактов |
Раньше был ограниченный перечень случаев, когда можно было легально менять условия контрактов. Все эти случаи были перечислены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Изменения сроков контракта на стройку не допускалось. |
Сроки строительных контрактов разрешат менять, если у сторон возникли непредвиденные обстоятельства |
Обеспечивать заявки разрешат банковской гарантией |
В электронных процедурах обеспечивать заявки можно было только денежными средствами через спецсчета в банках из правительственного перечня. |
Обеспечивать заявки на участие в электронных процедурах разрешат не только деньгами, но и банковскими гарантиями |
В главном приказе по импорту изменился перечень |
Перечень приказа № 126н полностью дублировал перечень прошлого приказа №155 |
Во-первых, укрупнили позиции: овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды, культуры многолетние.
Во-вторых, добавили оптоволоконные кабели. А мебель для офисов и предприятий, мебель кухонную, матрасы и прочую мебель из перечня исключили |