Контрактная система закупок. Что нового?
Предлагаем ознакомиться с последними изменениями в законодательстве, которые существенно влияют на обычный порядок участия в закупках и процесс их проведения, вступающие в силу с 1 июля 2022 года.
В соответствии с последними изменениями в законе № 104-ФЗ было принято решение сократить срок финансовой выплаты по контракту до 7-ми дней, без учета выходных с момента вступления в силу документа о приемке товара. С 1-го июля текущего года нововведение применяется к внесенным в систему закупкам, а также контрактам, подписанным с исполнителем или подрядчиком после 1-го числа. Эта же мера будет предприниматься и в отношении контрактов с МИП или СО НКО.
Помимо этого, были внесены правки в Закон о закупках юр. лицами законом №104-ФЗ. Отныне в описании разрешено указывать название страны, где был произведен товар, выставляющийся в качестве предмета закупки.
Установлено правило от том, что все сведения, которые должны быть опубликованы в Единой системе, обязательны к публикации на официальном интернет-сайте ЕИС. Однако есть и другие поправки, внесенные в Закон о закупках юр. лиц, к примеру законом № 109-ФЗ было введено следующее:
- - При условии проведения конкурентной закупки с непосредственным участием представителей МИП, в качестве обеспеченности заявки на участие и выполнение дальнейших условий договора отныне является независимая гарантия. Она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями ст. 45 Закона о контрактной системе и с 1.04.2023 внесена в РНГ, который опубликован Единой системе. Власти
- - РФ уполномочены устанавливать типовые формы для НГ, используемой для обеспечения заявки участника и выполнения заключенного контракта при произведении конкурентной закупки ТУР при участии субъектов среднего и малого предприятий.
Основные требования к оформлению НГ (независимой гарантии)
Чтобы обеспечить заявки на закупку у малых и средних предприятий, необходимо получить Независимую гарантию. Ее участники должны взять в одном из банков, которые перечислены в перечне Министерства финансов, в Евразийском банке развития, в госкорпорации развития или в фондах обеспечения МСП. Организация, выдающая клиенту НГ не может отозвать таковую обратно. В независимой гарантии обязательно должны быть:
- - условия оплаты. Указывается срок на оплату гарантом заявленной суммы на протяжении 10-ти дней. Условия срока по выплате начинают действовать сразу на следующий день после того, как поставщик получил извещение о требовании уплаты.
- - необходимый список документов. Здесь указывается перечень документации, предоставляемой заказчиком совместно с требованием по выплате, если такой список был назначен властями РФ.
- - сроки действия НГ. Данный срок не может быть установлен меньше, чем на 1 месяц с момента завершения приема по заявкам.
Заказчик в праве отклонить НГ, если гарантия, предоставленная подрядчиком, не соответствует вышеописанным требованиям.
В случае уклонения участником от подписания контракта, не обеспечения его исполнения или исполнения с несоответствиями, заказчик может получить средства по имеющейся НГ от данного участника. В оповещении о закупке должно присутствовать такое условие, указывающее на предоставление обеспечивания до заключения контракта. (ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ).
Требования для независимых гарантий по обеспечению исполнения условий договора идентичны с обеспечением заявки на закупку для МСП. Отличие между ними будет только в сроке их действия, который в первом случае не может быть меньше, чем 30 дней с момента истечения срока выполнения основных обязательств исполнителя перед заказчиком. Об этом указывается в полной документации и оповещении о текущей закупке.
В независимой гарантии исключено наличие условия, за счет которого заказчик в праве предоставить оппоненту судебные заключения о том, что гарант не исполнил оговоренные в договоре обязательства.
Властями Российской федерации могут быть установлены типовые формы НГ, обусловлена форма подачи востребования выплаты финансов, списки документов, сопутствующие требованию о выплате, специфику ведения РНГ и другие доп. требования в соответствии с частью 8 статьи 45 закона 44-ФЗ.
Понятие «конкурентной закупки» в № 223-ФЗ
Начиная с 1-го июля 2022 года в тексте № 223-ФЗ появилось новое понятие — «конкурентная закупка». Сам термин говорит о том, что между участниками такой закупки присутствует здравая конкуренция на право получить возможность заключить контракт с заказчиком. Конкурентная закупка возможна только в том случае, когда ее участники добровольно соглашаются на условия подобной процедуры.
Заказчики при этом имеют право решать единолично, как именно будет проводиться данная закупка. Кроме того, могут осуществлять процессы закупки по собственным разработанным Положениям и Планам закупок.
Когда заказчик принимает решение о произведении закрытой конкурентной закупки, то он имеет право пригласить к участию только тех участников, которых выбирает сам. В любом другом случае информация о проведении закупочной деятельности должны быть опубликованы в ЕИС.
Нововведения, касающиеся поставщиков, отказавшихся от выполнения договора из-за санкций
Те поставщики или подрядчики, которые приняли решение отказаться от своих обязанностей перед заказчиком из-за того, что на последнего были наложены санкции или другие меры ограничения, больше не смогут принимать участие в торгах. Данные нововведения указаны в постановлении властей РФ, разработанном Министерством финансов РФ.
В случае попадания исполнителя в РНП из-за того, что он отказался исполнять контракт из-за санкций в отношении заказчика, он не будет допущен к участию в закупках. Чтобы стать полноправным участником торгов, необходимо предоставить доказательство о том, что в списке недобросовестных поставщиков он не числится (№ 44-ФЗ).
Вышеупомянутое нововведение должно быть установлено каждым заказчиком при произведении закупки, после 30-го июня 2022 года.
Данное изменение в системе закупок должно стать гарантией выполнения условий договора даже при наличии наложенных санкций на заказчика, что в любом случае дает возможность последнему обеспечить свои потребности.
Постановление № 937 будет применено абсолютно ко всем закупкам и контрактам, которые были поданы(размещены) или подписаны позже 1-го июля текущего года.
Какие основания нужны для внесения в РНП?
После нововведений, с 1-го июля этого года в Реестр недобросовестных поставщиков будут включены участники, которые:
-
- необоснованно решили прекратить действие договора в единоличном порядке, заключенного с заказчиком ранее;
-
- недостаточно качественно выполнили или вовсе не выполнили обязательства по обусловленному договору.
Напомним, что все участники, которые оказываются в РНП не могут принимать участие в последующих торгах.
Нововведения в порядок расторжения договора одной из сторон
Правила, которые касаются одностороннего отказа от контракта идентичны для поставщиков и заказчиков в электронных закупках.
Сначала одной из сторон необходимо сформировать решение об отказе от осуществления обязательств и разместить его в ЕИС.
Далее система производит оповещение другой стороны о решении заказчика (поставщика) на протяжении 1-го часа, с момента публикации отказа.
Датой поступления данного решения контрагенту считается дата, когда отказ был размещен в Единой системе (учитывая часовой пояс контрагента).
Если одна из сторон принимает решение отменить процесс расторжения, и оно еще не вступило в силу, то следует оформить оповещение об изменении решения не позже одного дня после того, как было опубликовано решение об отказе в ЕИС и разместить его в системе.
Изменения в правилах подписания контракта при отказе победителя торгов
Если победивший участник электронной закупки решает расторгнуть контракт, заказчику необходимо заключить договор с участником таким же образом и в таком же порядке, как и предыдущий договор, который был расторгнут.
В случае, когда участник не дает своего согласия или публикует отказ в системе за время ранее обусловленного срока, то заказчик имеет полное право подписать договор со следующим номером, который не отозвал заявку в течение проведения закупки.
Расширенный список торгов, специфику которой могут определять власти
До 30-го июня этого года власти РФ имели возможность определять специфику закупок ТРУ из списка, которые не являются государственной тайной, однако не подлежат публикации в ЕИС, о чем указано в п.2 ч. 16ст. 4 № 223-ФЗ.
После первого июля 2022 года власть может устанавливать другие особенности торгов, учитывая все пункты ч. 16 ст. 4:
-
- произведение закупок, когда не размещаются сведения о конкретном подрядчике или поставщике;
-
- проведение конкурентных закупок, информация о которых не публикуется в Единой системе. Но при этом они не являются гос. тайной;
-
- проведение тендеров у заказчиков, которые закупают только ТРУ определенного характера. Сведения о данном виде закупок тоже не составляет гос. тайны, однако их не публикуют в ЕИС.
Начиная с текущего года, заказчикам строго запрещается размещение той информации о закупках, которая не публикуется Единой информационной системе. Вот перечень информации, которая запрещена к публикации (ч. 15 ст. 4 № 223-ФЗ):
-
- закупки, содержащие гос. тайну;
-
- тендеры для гособоронзаказа;
-
- особые группы закупок, определяемые властью РФ (указаны выше).
В ч. 14 ст. 4 № 223-ФЗ утоняется, что вся размещенная информация на сайтах заказчиков должна быть абсолютно бесплатной и общедоступной.
Процедура заключения и осуществления условий контракта, где фигурируют объекты капитального строительства
Соответственно Федеральному закону от 16.04.2022 № 104, после 1 июля 2022 г. результатом законченной работы по контракту будут считаться те объекты строительства, которые были возведены, восстановлены или отремонтированы и получили соответствующие заключения от вышестоящих органов исполнительной власти РФ. Это федеральные органы власти и власти субъекта Российской федерации, которые уполномочены производить госнадзор строительства. Также необходимо заключение ФО исполнительной власти, который осуществляет федеральный экогоснадзор (случаи прописаны в части 5 статьи 54 ГрК РФ).
В тексе закона говорится о том, что объектами договора в одно и то же время могут выступать несколько ТУР, например:
-
- перестройка и (или) капитальный ремонт или возведение объектов;
-
- инженерные работы и (или) подготовка проектов для строительства.
Когда для произведения необходимых работ на объекте капитального строительства требуется наличие специальной техники (прописанной в документации), то его обеспечение тоже может быть включено в договор, на ровне с вышеперечисленными ТУР.
Корректив в закупках довольно много, поэтому мы советуем быть бдительными при участии в закупках разного плана, а также при построении тендерных стратегий. Прежде чем подать заявку или заключить договор, стоит внимательно изучить те условия, которые выставляет заказчик.